Парадокс? Безусловно! Но парадоксы, связанные с понятием экстрима, с этого только начинаются. Например, ни один изданный русский толковый словарь вам пока не может объяснить, что же люди понимают под словом "экстрим.  Впрочем, виртуальный "Словарь сленга неформалов" легко справляется с этой задачей и поясняет, что экстрим — это "мероприятия (к примеру, игры, спортивные соревнования, путешествия), вовлекаючающие участника в активные действия с некоторой долей реального риска".

Оказывается, в родном языке Шекспира это слово имеет целый ряд определений в диапозоне от "исключительно" до "высшее достижение" Но в разговорном английском словом "экстрим" чаще всего обозначает какие-либо из ряда вон выходящие или экстраординарные события, в большинстве своем, связанные с риском для жизни.

 

Игра контрастов

Контрасты, как известно, придают объем не только плоским изображениям, но и нашей жизни. Острую нужду в них мы испытываем именно тогда, когда Наша жизнь долгое время движется по накатанной колее, превращаясь в нечто скучное и плоское. Психотерапевт Дмитрий Соколов отметил следующий парадокс: Мы сначала делаем все, чтобы наша жизнь обрела черты размеренности и защищенности, а потом вполне осознанно или неосознанно пытаемся выйти за границы этой самой уютной защищенности. В таком случае экстрим — это упоительный глоток свободы вне привычных житейских рамок.

Выходит, иногда именно стремление к переменам заставляет нас в экстремальном порядке что-то поменять— от прически, квартиры и машины до работы, спутника жизни и страны проживания. А стремление к подобным переменам вызвано тем, что в отлаженном цивилизованном мире нам не хватает сильных переживаний и острых ощущений. Это вам любой фанат киношных "страшилок" подтвердит, не говоря уже о людях, занимающихся экстремальными видами спорта.

 

Персональный подвиг

Наша тихая гордость по поводу персональных подвигов вполне сродни той громкой, которую испытывают люди, прыгая со скал с парашютом (этот экстремальный вид спорта называется бейсжампингом), покоряя суровый Тибет, заглядывая в жерло проснувшегося вулкана или опускаясь с аквалангом на дно морское. В подобных условиях наш организм испытывает мощный стресс, переживая реальную угрозу для жизни и, вместе с тем, упоительное чувство овладения миром и преодоления собственных страхов. В такие моменты жизни происходит своего рода компенсация, при которой чувство собственной слабости и уязвимости замещается чувством превосходства. И ты громко или про себя орешь в восторге: "Я это могу!!! Я это сделала!!!"

 

Немножко чересчур

Или "множко"? У экстрима нет единицы измерения — его вообще трудно измерить (разве что той самой степенью опасности для жизни). Но зато легко понять, что постоянно жить в состоянии адреналиновой взвинченности невозможно. Биологи утверждают, что в моменты угрозы для жизни у человека происходит мобилизация всех сил организма. При этом сердце, печень, почки и желудочно-кишечный тракт работают в особом режиме. За счет выброса адреналина кровяное давление в таком состоянии повышается, а сердцебиение и дыхание учащаются и становятся жестче. И если небольшой стресс полезен и даже приятен для организма, особенно если человек в это время активно двигается, то чрезмерные и довольно затяжные стрессы — нешуточная перегрузка, истощающая организм.

Тем не менее есть множество людей, которые практически живут на этой экстремальной грани или же переступают ее. Думаете, в их число попадают только заядлые спортсмены и любители рискнуть жизнью ради выброса адреналина? Ошибаетесь! Ученые утверждают, что больше всего таких экстремалов среди типичных работоголиков. Это явление называется феноменом "экстремальной профессии". В числе ее представителей люди, несущие хотя бы небольшую долю ответственности за прибыльность предприятия и проводящие в офисе более 10 часов, а также сотрудники, в обязанности которых входит прием людей на работу и руководство подчиненными.

При этом совершенно неважно, в какой именно отрасли человек столь экстремально выкладывается: на производстве, в экономическом секторе, на медиарынке, в медицине или, к примеру, в сельском хозяйстве.

Экстремалам подобного рабочего типа нужно немедленно сбалансировать свой отдых и сон, а когда они научатся правильно расслабляться, включить в свой телесный "рацион" активное движение. Лозунг "Бегом от инфаркта!" живет и действует — от избытка адреналина легко избавиться во время активного движения.

 

Исключительные ощущения

Осознанная или неосознанная тяга к риску характерна даже для самых трусливых и осторожных людей в силу того, что каждый человек стремится познать самого себя. Этот путь мы проделываем ежедневно в течение всей жизни, но без испытания себя на прочность он попросту невозможен. Вот почему для многих из нас "я рискую" практически равно "я живу".

Именно поэтому детишки карабкаются на деревья и заборы, лезут на запретную глубину в водоемах, разжигают на кухне костры, забираются в подвалы и на чердаки. Проходят годы, и детишки превращаются во взрослых теть и дядь, которые по-прежнему стремятся "дальше, выше, быстрее", чтобы понять, чего же они сами по себе стоят в этой жизни. Мы побеждаем страхи, чтобы уверенно сказать: "Я не боюсь!" Выходит, экстрим нам необходим? Да! Ведь без него мы бы не смогли не то что освоить свою планету, а даже выйти из дома.

Интересное еще