Мы привыкли считать, что Экшн-камеры появились в 2002-4 году, когда Вудман открыл компанию, производящую GoPro. Однако история этого изобретения началась гораздо раньше, в доцифровую эпоху. Первые попытки закрепить аналоговые устройства на спортивные шлемы или кузов автомобиля предпринимались более полувека назад.
Первые шаги
В начале – середине 60-х в США показывали шоу о парашютистах. Во времена до квадрокоптеров и носимых видеоустройств нужно было создать систему видеозаписи, способную создавать уникальные кадры экстремальных прыжков.
Знаменитый в те времена парашютист Боб Синклер первым додумался закрепить компактную камеру прямо на верхней части шлема. Впоследствии система крепления дорабатывалась для стабилизации. Однако даже в первоначальном варианте качество записи получилось в разы выше, чем при съёмке с рук.
Космос и гонки
Представьте себе астронавта в его громоздком скафандре с массивными перчатками. Насколько сложно ему будет записывать видео на камеру. Инженеры НАСА долго думали, как решить проблему, чтобы во время полёта на Луну ничего не помешало отснять материал.
Есть информация, что сдвинуться с мёртвой точки помогла случайность. В Хьюстоне, где находится центр управления полётами, был магазинчик, продающий небольшие камеры Hasselblad 500c. Один из участников лунной программы приобрёл девайс, и показал его коллегам. Те решили, что смогут доработать его для эксплуатации в условиях космического полёта.
В 1966 гонщик «Формула-1» Джеки Стюарт также ездил с фотокамерой, закреплённой на шлеме. Мы не знаем, насколько удобным было такое решение для пилота, но эксперимент считается удачным.
Несколько лет спустя, на съёмках кинофильма «Ле-Ман», в котором показаны съёмки реального автопробега, актёр Стив МакКуин также использовал крепление для камеры на голове. Работать было тяжело, так как оборудование было тяжёлым, и у него постоянно уставала шея.
Новая эпоха
Долгое время все устройства, используемые для записи видео, имели один недостаток – большой вес. С креплением и системой стабилизации они становились ещё тяжелее. Первое решение в этом непростом вопросе нашли Canon. Их миниатюрная Ci-10 весила всего 300 граммов. Но стоила она в 1985 году 1000 долларов. По ценам того времени для обывателя – неподъёмная сумма.
В конце 80-х появились системы с магнитофоном в рюкзаке и VHS-камерой на шлеме. Постепенно технологии приближали нас к мечте – получению качественного материала, снятого на относительно небольшое носимое устройство. Интересно, что автор идеи Марк Шульц не стал патентовать её. В интервью он сказал, что его компания занималась созданием горных велосипедов, а не камер. Сам же он считает именно GoPro родоначальниками направления. Так как этот бренд сумел представить продукт, отвечающий всем требованиям покупателей:
- Компактные габариты;
- Удобные крепления для различных поверхностей;
- Качественная оптика и матрица;
- Современные системы хранения и передачи данных.
Ник Вудмен не думал, что из всех попыток создать успешный бизнес, именно экшн-камеры принесут ему многомиллиардный доход. Но Woodman Labs, ныне переименованная в GoPro Inc, существует с 2004 года, и является невероятно успешной в своей сфере.
Начиналось всё с сёрфинга. Большинство любителей этого водного спорта – люди небогатые. Они не могли позволить себе специализированное оборудование профессионального уровня. Да и такая техника не всегда была достаточно компактной. Поэтому Николас решил найти альтернативу.
Первая камера Hero была аналоговой, снимала на плёнку Kodak 35 мм, и собиралась на китайском предприятии под заказ. Её преимуществами были защита корпуса от влаги, небольшой вес, возможность крепления на запястье. Устройство было механическим и работало без батареек, и стоило всего 20 долларов при себестоимости в $3. Но у него был важный недостаток – отсутствовала возможность записи видео.
Итогом работы над ошибками стала Digital Hero – первая цифровая экшн-камера. Одновременно с этим Google сделали популярным площадку YouTube, на которую владельцы новинки начали массово выкладывать свои работы. Так началась новая эра цифровых камер для спортсменов, экстремалов и любителей путешествий.